1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
| uses graphWPF, Timers;
const
w = 24; //высота и ширина ячейки
h = 3*w+12; //отступ над полем
var
visible, //0 - скрытая клетка, 1 - флаг, 2 - вопрос, 9 - открытая, 10,12 - предпросмотр
Pole: array[,] of byte; //0 - пустая клетка, 1..8 - кол-во мин вокруг, 9 - мина
n, m, //размер поля m x n; количество открытых клеток (для анализа победы)
status: byte;//0 - ждем первого хода, 1-первый ход сделан, расставили мины
//2 - поражение, 3 - победа
otkrit, //осталось ОТКРЫТЬ клеток до победы
Bomb,//всего мин;
nFlag,//флаги для установки (= Bomb);
time: integer; // счетчик времени после первого хода
LBdown, LBUp, RBdown, RBup, //состояния кнопок мыши;
vopros: boolean; //ставить ли '?' после флага правым кликом мыши
t: timer; //таймер
(PreviewX, PreviewY) := (-2,-2); //предпросмотра нет? указатель за пределами поля
//указатель на клетку под предпросмотром, во время удержания кнопки мыши
//чтобы при движении курсора мыши внутки клетки не было повторного предпросмотра
//вывод разных элементов
procedure DrawXY(i, j: byte);
const
//для вывода: цифры, мина, флаг и вопрос
poleSt: array of char = (' ','1','2','3','4','5','6','7','8',#8277, #9873,'?');
//цвета цифр, мины и флага
ColorN: array of Color = (Colors.Black, Colors.Blue, Colors.Green, Colors.Red, Colors.DarkBlue,
Colors.Brown, Colors.DarkCyan, Colors.Black, Colors.DarkGray, Colors.Black, Colors.MediumVioletRed);
begin
var unvisible := Procedure(a,b: byte) → //рисуем закрытые клетки
begin
var (x, y) := (b*w+12, a*w+h);
FillRectangle(x,y,w-1, 2, Colors.White);
FillRectangle(x,y,2, w-1, Colors.White);
FillRectangle(x+1,y+w-2,w-1, 2, Colors.Gray);
FillRectangle(x+w-2,y+1,2, w-1, Colors.Gray);
FillRectangle(x+2,y+2,w-4, w-4, Colors.LightGray);
SetPixel(x,y+w-1,Colors.DarkGray);
SetPixel(x+1,y+w-2,Colors.DarkGray);
SetPixel(x+w-2,y+1,Colors.DarkGray);
SetPixel(x+w-1,y,Colors.DarkGray);
end;
var (ii, jj) := (j*w+12, i*w+h); //индекс ячейки переводим в координаты на поле
case visible[i,j] of
//вывести закрытую ячейку без пометок
0: unvisible(i,j);
//вывести флажок
1: begin unvisible(i,j); DrawText(ii, jj, w, w, poleSt[10], ColorN[10]) end;
//вывести вопрос
2: begin unvisible(i,j); DrawText(ii, jj, w, w, poleSt[11], Colors.Black) end;
//вывести перечеркнутую мину (флаг был не верно поставлен)
7: begin
FillRectangle(ii,jj,w, w, Colors.Gray);
FillRectangle(ii+1,jj+1,w-1, w-1, Colors.LightGray);
DrawText(ii+1, jj+1, w, w, poleSt[9], Colors.Black);
Pen.Width := 3;
line(ii+7,jj+2, ii+w-2,jj+w-2, Colors.MediumVioletRed);
line(ii+3,jj+w-2, ii+w-2,jj+5, Colors.MediumVioletRed);
end;
//вывести цифру мин вокруг или мину
9: begin
FillRectangle(ii,jj,w, w, Colors.Gray);
FillRectangle(ii+1,jj+1,w-1, w-1, Colors.LightGray);
if pole[i,j] <> 9 then
begin//вывод кол-ва мин вокруг
DrawText(ii+1, jj+1, w, w, poleSt[pole[i,j]], ColorN[pole[i,j]]);
dec(otkrit); //счетчик открытых
end
else
begin //вывод мины, первая(подрыв) на цветном фоне
if Status < 2 then FillRectangle(ii+1,jj+1,w-1, w-1, Colors.HotPink);
DrawText(ii+1, jj+1, w, w, poleSt[pole[i,j]], ColorN[pole[i,j]]);
end;
end;
//вывести клетку предпросмотр
10: begin
FillRectangle(ii,jj,w, w, Colors.Gray);
FillRectangle(ii+1,jj+1,w-1, w-1, Colors.LightGray);
end;
//вывести клетку предпросмотр c "вопросом"
12: begin
FillRectangle(ii,jj,w, w, Colors.Gray);
FillRectangle(ii+1,jj+1,w-1, w-1, Colors.LightGray);
DrawText(ii, jj, w, w, poleSt[11], Colors.Black);
end;
end;
end;
//рисуем вверху "круг с вопросом"
procedure DrawVopros;
begin
Pen.Color := vopros ? Colors.DarkCyan : Colors.Red;
Pen.Width := 2;
Circle(12 + m div 2 * w + w div 2 , h - w - 3, w div 2, Colors.White);
Font.Size := w + w div 4;
DrawText(12 + m div 2 * w, h - 3*w div 2-2 , w, w, '?', Colors.Black);
Font.Size := w;
if not vopros then DrawSector(12 + m div 2 * w + w div 2, h - w - 3, w div 2, -45, 135);
end;
//true - слева сверху вывод nFlag, false - справа сверху вывод time
procedure Tablo(nFlagOrTtime:boolean);
Const
DrawRebro: array of byte = ( //Ребра одной цифры табло для вывода
{Верх} 0,0,w div 2,0, {ПравыйВерх} w div 2,0,w div 2,3*w div 4-2,
{ПравыйНиз} w div 2,3*w div 4,w div 2,3*w div 2,
{Низ} 0,3*w div 2,w div 2,3*w div 2, {ЛевыйНиз} 0,3*w div 4,0,3*w div 2,
{ЛевыйВерх}0,0,0,3*w div 4-2,{Центр}0,3*w div 4, w div 2,3*w div 4);
Rebro: array of array of byte = ( //какие ребра одной цифры подсветить
{0}(1, 1, 1, 1, 1, 1, 0), {1}(0, 1, 1, 0, 0, 0, 0), {r}(1, 1, 0, 1, 1, 0, 1),
{2}(1, 1, 1, 1, 0, 0, 1), {4}(0, 1, 1, 0, 0, 1, 1), {5}(1, 0, 1, 1, 0, 1, 1),
{6}(1, 0, 1, 1, 1, 1, 1), {7}(1, 1, 1, 0, 0, 0, 0), {8}(1, 1, 1, 1, 1, 1, 1),
{9}(1, 1, 1, 1, 0, 1, 1), {-}(0, 0, 0, 0, 0, 0, 1));
otstup = window.Width.Trunc - 13 - (w*2+w div 2); // отступ для таймера
begin
var cc, jj: integer;
if nFlagOrTtime then (cc, jj) := (abs(nFlag), 23)
else (cc, jj) := (Time, otstup);
var c := Arr(cc div 100, cc div 10 mod 10, cc mod 10); //Цифры для вывода
if nFlagOrTtime and (nFlag<0) then c[0] := 10; //вывести минус вначале
Pen.Width := w div 5;
for var j := 0 to 2 do //Перебор Цифр из S для вывода
begin
var cj := 8; Pen.Color := Colors.Black; //закрасить чёрной '8' старую цифру
loop 2 do
begin
for var k := 0 to 6 do
if Rebro[cj, k] <> 0 then //выводим одно из семи рёбер цифры табло
line(DrawRebro [k*4] + (w-5) * j + jj, DrawRebro [k*4 + 1] + 26,
DrawRebro [k*4 + 2] + (w-5) * j + jj, DrawRebro [k*4 + 3] + 26);
cj := c[j]; Pen.Color := Colors.Red; //теперь красным рисуем новую цифру
end;
end;
end;
//запускается раз в секунду после t.start
procedure OnTimer();
begin
Tablo(false); //справа сверху рисуем выводим time
time += 1; //число секунд для вывода +1
end;
//генерируем поле с минами и цифрами; (n1, m1) первая открытая клетка "без мины"
procedure GenPole(n1, m1: byte);
begin
SetLength(Pole, n, m);
var bombSSet := new SortedSet <word>;//множество с минами
while bombSSet.Count <> bomb do
begin
var IndexBomb := Random(0, n*m-1);
if IndexBomb <> (n1*m+m1) then bombSSet.Add(IndexBomb);
end;
//расставляем мины по полю
for var i := 0 to n-1 do
for var j := 0 to m-1 do
if bombSSet.Contains(i*m+j) then
begin Pole[i,j] := 9; bombSSet.Remove(i*m+j) end
else Pole[i,j] := 0;
//расставляем цифры по полю вокруг каждой мины
for var i := 0 to n-1 do
for var j := 0 to m-1 do
if Pole[i, j] = 9 then
for var ii := (i-1).ClampBottom(0) to (i+1).ClampTop(n-1) do
for var jj := (j-1).ClampBottom(0) to (j+1).ClampTop(m-1) do
if Pole[ii, jj] <> 9 then Pole[ii, jj] += 1; //вокруг мины каждой клетке +1
t.Start;
end;
//Инициализация новой игры
Procedure Init(level: byte);
begin
case level of //Поле n x m, и кол-во бомб
1: (n, m, Bomb) := ( 9, 9,10); //Новичок
2: (n, m, Bomb) := (16,16,40); //Любитель
3: (n, m, Bomb) := (16,30,99); //Профессионал
end;
status := 0; //статус ожидания первого хода
otkrit := n*m - Bomb; //количество клеток, для открывания (подсчет до победы)
nFlag := Bomb; //количество флагов для пометок (выводится слева сверху)
var LevelOld := false; //размер поля изменился (для ускорения вывода поля);
if window.Width <> m * w + 25 then
window.SetSize(m * w + 25, n * w + h + 11) else LevelOld := true;
//Рисуем игровое поле
FillRectangle(3,3,m * w + 17, n * w + h + 5,Colors.LightGray);
FillRectangle(9,h-3, 3, n*w+5,Colors.Gray);
FillRectangle(9,h-3, m*w+5, 3,Colors.Gray);
FillRectangle(10,h + n * w, m * w+4, 3, Colors.White);
FillRectangle(12 + m * w, h-2, 3, n * w+5, Colors.White);
SetPixel(10, h + n * w, Colors.Gray);
SetPixel(10, h+1 + n * w, Colors.LightGray);
SetPixel(11, h + n * w, Colors.LightGray);
SetPixel(12 + m * w, h-2, Colors.Gray);
SetPixel(12 + m * w, h-1, Colors.LightGray);
SetPixel(13 + m * w, h-2, Colors.LightGray);
//рисуем область сверху над игровым полем
FillRectangle(9,9, 3, h - 18,Colors.Gray);
FillRectangle(9,9, m*w+5, 3,Colors.Gray);
FillRectangle(10,h-11 , m * w+5, 3, Colors.White);
FillRectangle(12 + m * w, 10, 3, h-19, Colors.White);
SetPixel(10, h-11, Colors.Gray);
SetPixel(10, h-10, Colors.LightGray);
SetPixel(11, h-11, Colors.LightGray);
SetPixel(12+m*w, 10, Colors.Gray);
SetPixel(13+m*w, 10, Colors.LightGray);
SetPixel(12+m*w, 11, Colors.LightGray);
//выводим кнопки сверху "1-2-3 Новая игра"
var knopka := Procedure(a,b: byte) → //рикусем кнопкy
begin
var (x, y) := (b*w+12, a*w+15);
FillRectangle(x,y,w-1, 2, Colors.White);
FillRectangle(x,y,2, w-1, Colors.White);
FillRectangle(x+1,y+w-2,w-1, 2, Colors.Gray);
FillRectangle(x+w-2,y+1,2, w-1, Colors.Gray);
FillRectangle(x+2,y+2,w-4, w-4, Colors.LightGray);
SetPixel(x,y+w-1,Colors.DarkGray);
SetPixel(x+1,y+w-2,Colors.DarkGray);
SetPixel(x+w-2,y+1,Colors.DarkGray);
SetPixel(x+w-1,y,Colors.DarkGray);
end;
if not LevelOld then //если новый размер окна то перерисовываем
for var f := 0 to 2 do
begin
var ColorN := Arr(Colors.Blue, Colors.Green, Colors.Red);
var yy := m div 2 - 1+ f;
knopka(0, yy);
DrawText(yy*w+12, 16, w, w, (f+1).ToString, ColorN[f]);
end;
//выводим сверху "круг с вопросом"
DrawVopros;
//слева сверху колво оставшихся флагов
FillRectangle(16,18, 2, w*2+2, Colors.Gray);
FillRectangle(16,18, w*2+w div 2+2, 2, Colors.Gray);
FillRectangle(18,19+w*2+1, w*2+w div 2+2, 2, Colors.White);
FillRectangle(18+w*2+w div 2, 20, 2, w*2, Colors.White);
FillRectangle(18,20,w*2+w div 2, w*2, Colors.Black);
Tablo(true); //вывод цифр
//справа сверху таймер
FillRectangle(Window.Width.Trunc - 18,20, 2, w*2+2, Colors.White);
FillRectangle(Window.Width.Trunc - 18,18, -(w*2+w div 2+2), 2, Colors.Gray);
FillRectangle(Window.Width.Trunc - 18,19+w*2+1, -(w*2+w div 2), 2, Colors.White);
FillRectangle(Window.Width.Trunc - (18+w*2+w div 2), 20, -2, w*2, Colors.Gray);
//DrawText(window.Width - 18, 20, -(w*2+w div 2), w*2, '0'.toString, Colors.PaleVioletRed);
FillRectangle(window.Width.Trunc - 18, 20, -(w*2+w div 2), w*2, Colors.Black);
t.Stop; time:=0; OnTimer; //остановка таймера и вывод 000 справа сверху
//выводим поле закрытых клеток
SetLength(visible,n,m);
for var i := 0 to n-1 do
for var j := 0 to m-1 do
if LevelOld then
//обновляем поле старых размеров скрывая только открытые клетки
begin if visible[i,j] <> 0 then begin visible[i,j] := 0; DrawXY(i, j) end end
else
//выводим все клетки на поле с новыми размерами
begin visible[i,j] := 0; DrawXY(i, j) end;
//обнуляем состояние кнопок мыши
(LBdown, LBUp, RBdown, RBup):=(false,false,false,false);
end;
//при зажатой левой или обеих кнопках мыши запускаем Предпросмотр
procedure MouseMove(x,y: real; mb:integer);
begin
if Status > 1 then exit;
//зачистка предпросмотра
var PreviewClear := Procedure →
begin
(PreviewX, PreviewY) := (-2, -2); //сброс указателя предпросмотра
for var u := 0 to n-1 do
for var v:= 0 to m-1 do
if visible[u,v] > 9 then begin visible[u,v] -= 10; DrawXY(u,v) end
end;
//выход за границы игрового поля при предпросмотре
if not((x.Trunc in [12..11+m*w]) and (y.Trunc in [h..h+n*w-1])) then
begin PreviewClear; exit; end;
//если клетка уже на предпросмотре то выходим
var (i,j) := (trunc(y - h) div w, trunc(x - 12) div w);
if (PreviewX = i) and (PreviewY = j) then exit;
//выводим: предпросмотр 1 клетки или 3х3
if (LBdown or (LBdown and RBdown)) and not (LBup and RBup) then
begin
(PreviewX, PreviewY) := (i, j); //указатель предпросмотра на текущую клетку
var d := RBdown ? 1 : 0; //с зажатой правой кнопкой мыши предпросмотр 3х3
for var u := 0 to n-1 do
for var v:= 0 to m-1 do
if (u in i-d..i+d) and (v in j-d..j+d) then
begin if visible[u,v] in [0,2] then begin visible[u,v] += 10; DrawXY(u,v) end end
else if visible[u,v] > 9 then begin visible[u,v] -= 10; DrawXY(u,v); end
end
//прекращение предпросмотра, отжата клавиша мыши
else begin (PreviewX, PreviewY) := (-2, -2); PreviewClear; end;
end;
//победа (status = 3) или поражение (status = 2)
procedure theEnd;
begin
t.Stop; //остановить таймер
for var i := 0 to n-1 do
for var j := 0 to m-1 do //вывести все флажки и ошибочные флаги
if (visible[i,j] =1) and (Status=2) then
//флаг заменить на мину или перечеркнутую мину (ошибка игрока)
begin visible[i,j] := pole[i,j]=9 ? 9 : 7; DrawXY(i,j) end
else
if (visible[i,j] in [0,2]) and (pole[i,j] = 9) then
//вывести мины(поражение) или флаги(победа)
begin visible[i,j] := status=2 ? 9 : 1; DrawXY(i,j) end;
if status = 3 then begin nFlag := 0; Tablo(true) end; //победа, осталось 0 флагов
end;
//обработать клик мыши над игровым полем
procedure mbPole(i,j:byte);
begin
if Status > 1 then exit; //состояние "вне игры"
var mbFlags:= Concat(ord(LBdown).ToString,ord(LBUp).ToString,
ord(RBdown).ToString,ord(RBup).ToString);
case mbFlags of
'0010': //нажата правая кнопка мыши, ставим пусто-флаг-вопрос
if visible[i,j] < 3 then
begin
//если убираем/ставим флажок то выводим кол-во оставшихся флагов
if visible[i,j] = 0 then begin dec(nFlag); Tablo(true) end
else if visible[i,j] = 1 then begin inc(nFlag); Tablo(true) end;
inc(visible[i,j]);
if visible[i,j] > 1+ord(vopros) then visible[i,j]:=0;
DrawXY(i,j);
end;
'0100': //отжата левая кнопка мыши. открыть скрытую ячейку
begin
if Status = 0 then begin GenPole(i,j); Status := 1 end;
if visible[i,j] in [1,9] then exit;
visible[i,j] := 9;
DrawXY(i,j);
var pusto: Procedure(ii,jj: byte);
pusto := (ii,jj) → //рекурсия на открытие пустых клеток поля
for var u := (ii-1).ClampBottom(0) to (ii+1).ClampTop(n-1) do
for var v := (jj-1).ClampBottom(0) to (jj+1).ClampTop(m-1) do
begin
if visible[u,v] in [1,9] then continue else visible[u,v] := 9;
DrawXY(u,v);
if pole[u,v] = 0 then pusto(u,v);
end;
if pole[i, j] = 0 then pusto(i,j);//открыта пустая, запускаем рекурсию
if pole[i, j] = 9 then begin Status := 2; theEnd; exit end; //поражение
if otkrit = 0 then begin Status := 3; theEnd; exit end // победа
end;
//отжали одну из двух нажатых кнопок мыши, открыть ячейки учитывая флаги вокруг
'1001','0110':
begin
(LBdown, LBup, RBdown, RBup) := (false, true, false, false);
(PreviewX, PreviewY) := (-2, -2); MouseMove(i*n,j*m,0); //отменить предпросмотр
var c := 0;
for var ii := (i-1).ClampBottom(0) to (i+1).ClampTop(n-1) do
for var jj := (j-1).ClampBottom(0) to (j+1).ClampTop(m-1) do
if visible[ii,jj] = 1 then inc(c); //подсчитали сколько флагов вокруг
if (visible[i,j] = 9) and (pole[i,j] = c) then //и сравнили с нажатой цифрой
for var u := (i-1).ClampBottom(0) to (i+1).ClampTop(n-1) do
for var v := (j-1).ClampBottom(0) to (j+1).ClampTop(m-1) do
begin
if visible[u,v] = 9 then continue;
if visible[u,v] <> 1 then mbPole(u,v);//генерировать открытие клетки
end;
LBup := false;
end;
end;
end;
procedure MouseUp(x,y: real;mb:integer);
begin
case mb of
0: if LBdown then (LBdown, LBup, RBup) := (false, true, false)
else if RBdown then (LBup, RBdown, RBup) := (false, false, true);
1: (LBdown, RBdown, RBup) := (true, false, true);
2: (LBdown, LBUp) := (false, true);
end;
//проверяем правильность отражения поля после предпросмотра
if (mb > 0) or LBup then MouseMove(x,y,0);
//клик в поле, запуск обработки
if (x.Trunc in [12..11+m*w]) and (y.Trunc in [h..h+n*w-1]) then
mbPole(trunc(y - h) div w, trunc(x - 12) div w);
end;
procedure MouseDown(x,y: real;mb:integer);
begin
case mb of
1: if LBdown and RBup then (RBdown, RBup) := (true, false) else
if LBdown then (LBup, RBdown, RBUp) := (false, true, false) else
if LBup then (LBdown, LBup) := (true, false)
else (LBdown, RBup) := (true, false);
2: (LBup, RBdown, RBup) := (false, true, false);
end;
if LBdown then //проверка клика над полем
begin
//клик на "круг с вопросом"
if (x.trunc in [(m+2) div 2 * w - (w div 2) .. (m+2) div 2 * w + (w div 2)]) and
(y.trunc in [ h-27 - w div 2 .. h-27 + w div 2]) then
begin vopros := not vopros; DrawVopros end;
//клик в ряду "1-2-3" новая игра
if (x.trunc in [m div 2 * w - w div 2.. (m+6) div 2 * w - w div 2]) and
(y.trunc in [16 .. w+14]) then
begin Init((x.Trunc - (m div 2 * w - w div 2)) div w + 1); exit; end;//запуск новой игры
end;
//удерживается левая или обе кнопки мыши
if LBdown or (LBdown and RBdown) then
begin (PreviewX, PreviewY) := (-2,-2); MouseMove(x,y,0) end;
//обработать клик в поле
if (x.Trunc in [12..11+m*w]) and (y.Trunc in [h..h+n*w-1]) then
mbPole(trunc(y - h) div w, trunc(x - 12) div w);
end;
begin
t := new Timer(1000,OnTimer);
Window.Title := 'Сапёр';
window.SetSize(9 * w + 25, 9 * w + h + 11);
Window.CenterOnScreen;
Window.IsFixedSize := True;
Font.Name := 'Courier New';
Font.Style := Bold;
Font.Size := w;
Init(1); //1-новичок, 2-любитель,3-профи
OnMouseDown += MouseDown;
OnMouseUp += MouseUp;
OnMouseMove += MouseMove;
end. |