Форум программистов, компьютерный форум, киберфорум
Автомобильная электроника
Войти
Регистрация
Восстановить пароль
Блоги Сообщество Поиск Заказать работу  
 
Рейтинг 4.53/57: Рейтинг темы: голосов - 57, средняя оценка - 4.53
1 / 1 / 0
Регистрация: 28.01.2010
Сообщений: 21
1

Ступенчатое включение вентилятора системы охлаждения

19.05.2014, 13:21. Показов 10995. Ответов 13
Метки нет (Все метки)

Author24 — интернет-сервис помощи студентам
Идея в том, чтобы сделать аналоговую схему ступенчатого включения с нанотехнологичным ШИМом и из механики оставить только сам вентилятор, никаких реле и биметаллических извращений.


http://jpegshare.net/images/dd/6a/dd6adda046c9did6e887fa24ee0928d8.gif

RTemp - терморезистор ТМ-106, значения R3, R4, R10, R11 будут подбираться опытным путем, тут они имеют приблизительные значения. Силовая часть не показана, но с ней проблем нет, там все уже успешно опробовано в железе.

Алгоритм такой.
При низкой температуре антифриза 4 нога 555 (сброс) заземлена через М2, на выходе таймера низкий уровень, вентилятор не работает.
При повышении температуры до того предела, когда напряжение на делителе R3-R4 превысит напряжение на делителе R2-RTemp, U1 на выходе выставит низкий уровень, М2 закроется, на 4 ноге таймера появится напряжение питания, на выходе таймера появится меиндр, вентилятор работает на половинной мощности.
При дальнейшем повышении температуры напряжение на делителе R2-RTemp упадет ниже напряжения на R10-R11, при этом U2 выставит на выходе низкий уровень, уронив на землю 2 и 6 ноги таймера, на выходе которого при этом появится высокий уровень, вентилятор заработает на полную мощность.
С падением температуры все повторится в обратном порядке.

Сам датчик ТМ-106 обладает достаточной инерцией, так что ПОС на ОУ можно делать минимальной, чисто для исключения дребезга на на пороговых значениях.

Критикуйте! :)
0
cpp_developer
Эксперт
20123 / 5690 / 1417
Регистрация: 09.04.2010
Сообщений: 22,546
Блог
19.05.2014, 13:21
Ответы с готовыми решениями:

Выбор системы охлаждения
Здравствуйте,прошу помочь с подобором системы охлаждения для данной видеокарты - Gigabyte ATI HD 5770(GV-R577SO-1GD),ибо сам не разбираюсь....

Подбор системы охлаждения
Доброго времени суток! Задача такая: Придумать систему охлаждения ПК. А именно: Активная система охлаждения процессора и памяти...

Дребезжание системы охлаждения
Добрый день. Пару лет назад был приобретен ноутбук HP. Конструкция в нем такова, что система охлаждения процессора крепится только к...

13
0 / 0 / 0
Регистрация: 15.06.2012
Сообщений: 3,097
19.05.2014, 15:10 2
Цитата Сообщение от Kott
Идея в том, чтобы сделать аналоговую схему ступенчатого включения с нанотехнологичным ШИМом и из механики оставить только сам вентилятор, никаких реле и биметаллических извращений.
А зачем именно ступеньки? На 555 легче сделать плавную регулировку.
0
1 / 1 / 0
Регистрация: 28.01.2010
Сообщений: 21
19.05.2014, 15:29 3
Цитата Сообщение от яверт
А зачем именно ступеньки? На 555 легче сделать плавную регулировку.
Не легче. Эти варианты я тоже обдумывал.
555 не сможет обеспечить именно ШИМ с постоянной частотой и заполнение 100% на максимуме, если имеется ввиду управление напряжением на пятой ноге, а для массивного коллекторного ДПТ, у которого рабочий ток 30А высокая частота совсем не нужна, особенно на старте. До заполнения ШИМ минимум 20% вентилятор даже не пошевелится, будет только гудеть. Если делать настоящий ШИМ на 556, то заполнения 100% не будет, либо будет на костылях со страшным обвесом.
Вариант с плавной регулировкой на 555 я проверял в железе, не понравилась работа в крайних точках, между минимумом и максимумом было плавное изменение оборотов, да.
0
0 / 0 / 0
Регистрация: 25.05.2013
Сообщений: 157
21.05.2014, 00:53 4
Цитата Сообщение от Kott
Цитата Сообщение от яверт
А зачем именно ступеньки? На 555 легче сделать плавную регулировку.
Не легче. Эти варианты я тоже обдумывал.
555 не сможет обеспечить именно ШИМ с постоянной частотой и заполнение 100% на максимуме, если имеется ввиду управление напряжением на пятой ноге, а для массивного коллекторного ДПТ, у которого рабочий ток 30А высокая частота совсем не нужна, особенно на старте. До заполнения ШИМ минимум 20% вентилятор даже не пошевелится, будет только гудеть. Если делать настоящий ШИМ на 556, то заполнения 100% не будет, либо будет на костылях со страшным обвесом.
Вариант с плавной регулировкой на 555 я проверял в железе, не понравилась работа в крайних точках, между минимумом и максимумом было плавное изменение оборотов, да.

А на тиньке не хотите сделать? Один камень, минимум обвеса и т.д.
0
1 / 1 / 0
Регистрация: 28.01.2010
Сообщений: 21
21.05.2014, 10:21 5
Цитата Сообщение от ZIvS
А на тиньке не хотите сделать? Один камень, минимум обвеса и т.д.
Нет, хочу именно аналоговую схемку, мне кажется надежней будет, чем нежный МК. Да и тут компонентов не так много вроде получается, а там питание надо нормальное подавать, микросхему с драйвером пихать, вместо комплементарной пары биполярников, в итоге почти так же и выйдет.

В симуляторе та схема, что есть работает, мне просто интересно услышать мнение со стороны, вдруг там есть какие-то подводные камни. Например будет ли разница, если вместо LM358 воткнуть TL072?
0
0 / 0 / 0
Регистрация: 23.03.2012
Сообщений: 1,017
21.05.2014, 15:47 6
По-хорошему, надо опору стабилизировать. Диапазон напряжения бортовой сети такой, что будут произвольные переключения режимов при изменении оборотов двигателя. Ну то есть делители R3R4 и R10R11 запитать от нормального опорного источника.
0
1 / 1 / 0
Регистрация: 28.01.2010
Сообщений: 21
22.05.2014, 10:21 7
Цитата Сообщение от omtomtubo
По-хорошему, надо опору стабилизировать. Диапазон напряжения бортовой сети такой, что будут произвольные переключения режимов при изменении оборотов двигателя. Ну то есть делители R3R4 и R10R11 запитать от нормального опорного источника.
Я думаю это не критично. На измеряющий делитель и эталонные делители напряжение будет поступать от общего нестабилизированного источника, т.е. абсолютные значения напряжения конечно будут меняться, но изменения эти будут пропорциональны, тот же принцип, что и в логометре.
0
0 / 0 / 0
Регистрация: 25.08.2010
Сообщений: 661
25.05.2014, 15:47 8
Я думаю, что надо делать на тиньке регулятор с двумя датчиками температуры. Теплоёмкость воздуха величина постоянная, но его температура меняется в широких пределах. Летом в жару надо начинать включать вентилятор раньше, зимой позже.

Ещё, имеет смысл оставить родной бимметалический датчик и реле, как резерв, чтобы вентилятор гарантированно включился при неисправности дополнительной электроники.
0
0 / 0 / 0
Регистрация: 15.06.2012
Сообщений: 3,097
25.05.2014, 18:17 9
Цитата Сообщение от Kott
Нет, хочу именно аналоговую схемку, мне кажется надежней будет, чем нежный МК. Да и тут компонентов не так много вроде получается, а там питание надо нормальное подавать, микросхему с драйвером пихать, вместо комплементарной пары биполярников, в итоге почти так же и выйдет.
Нормальное питание надо делать в любом случае, и 555 и ОУ 5й импульс по ГОСТ`у 28751 (ISO 7637-2) ака tood dump никак не выдержат. Драйвер с мк можно также дискретным сделать, добавиться только еще один каскад для согласования уровня.
0
1 / 1 / 0
Регистрация: 28.01.2010
Сообщений: 21
26.05.2014, 18:09 10
Цитата Сообщение от яверт
Нормальное питание надо делать в любом случае, и 555 и ОУ 5й импульс по ГОСТ`у 28751 (ISO 7637-2) ака tood dump никак не выдержат.
Импульс при коммутации питания? У меня сейчас на борту катается схемка с 555, из фильтров там только полудохлый АКБ, все пучком.

А вот если питание брать напрямую от генератора, тогда уже нужно емкостный фильтр лепить. Пихать электролиты под капот как-то нехорошо, танталы в качестве замены подойдут?
0
0 / 0 / 0
Регистрация: 15.06.2012
Сообщений: 3,097
27.05.2014, 13:33 11
Цитата Сообщение от Kott
Импульс при коммутации питания? У меня сейчас на борту катается схемка с 555, из фильтров там только полудохлый АКБ, все пучком.
5й тестовый импульс это симуляция переходного процесса в БС при отключении АКБ и работающем генераторе. В зависимости от уровня жесткости теста, макс. напряжение импульса для 12В БС может быть от 26.5 до 86.5В, длительность до 0.4с.
Избавится от этого импульса LC фильтром нереально, поэтому обычно либо его гасят TVS`ами с балластом, либо пользуют высоковольтный стаб. напряжения, например параметрический на россыпи.

Цитата Сообщение от Kott
А вот если питание брать напрямую от генератора, тогда уже нужно емкостный фильтр лепить. Пихать электролиты под капот как-то нехорошо, танталы в качестве замены подойдут?
Танталы это один из видов электролитических конденсаторов ... дорогие, нежные, как правило с низким рабочим напряжением, ..., для авто ИМХО лучше хороший алюминий.
0
1 / 1 / 0
Регистрация: 28.01.2010
Сообщений: 21
27.05.2014, 14:51 12
Цитата Сообщение от яверт
симуляция переходного процесса в БС при отключении АКБ и работающем генераторе
Это именно то, что в мурзилке по авто написано после слов "категорически запрещается". Видимо мозги от такого дохнут.
Если же вдруг по какой-то причине произойдет обрыв провода до АКБ при работающем генераторе, то на фоне дохлого ЭБУ горелая схема из копеечных элементов будет незаметна.

Цитата Сообщение от Kott
Танталы это один из видов электролитических конденсаторов ... дорогие, нежные, как правило с низким рабочим напряжением, ..., для авто ИМХО лучше хороший алюминий.
У электролита есть очень весомый недостаток - жидкий электролит, а под капотом да еще и летом температура не хилая, смерть к ним просто галопом прискачет. У танталов высыхать нечему, но найти тантал с хорошей емкостью и 50%-м запасом по напряжению тот еще квест, это да.
Видимо наилучшим по надежности и стоимости вариантом остается все-таки батарея пленочных конденсаторов.
0
0 / 0 / 0
Регистрация: 15.06.2012
Сообщений: 3,097
27.05.2014, 17:47 13
Цитата Сообщение от Kott
Цитата Сообщение от яверт
симуляция переходного процесса в БС при отключении АКБ и работающем генераторе
Это именно то, что в мурзилке по авто написано после слов "категорически запрещается". Видимо мозги от такого дохнут.
Если же вдруг по какой-то причине произойдет обрыв провода до АКБ при работающем генераторе, то на фоне дохлого ЭБУ горелая схема из копеечных элементов будет незаметна.В современных авто обычно есть центральная защита, которая понижает необходимый класс защиты электроники до определенного стандартного класса. Мозги и прочая электроника, проектируются исходя из соответствия этому классу, и должны с большой вероятностью выжить. В этом в принципе и заключается смысл этого стандарта/сертификации, ведь заменить все блоки управления в авто довольно затратно как по деньгам, так и по времени.

ЗЫ даже если пренебречь конкретно 5ым импульсом, там есть еще и другие, которые симулируют вполне нормальные переходные процессы при эксплуатации авто. 555 с абсолютным макс. напряжением всего 18В не переживет их без правильной обвязки.

Цитата Сообщение от Kott
У электролита есть очень весомый недостаток - жидкий электролит, а под капотом да еще и летом температура не хилая, смерть к ним просто галопом прискачет.
Алюминиевые есть и с полимерным электролитом, есть гибридные, есть специальные серии с расширенным темп. диапазоном (вплоть до 125, 135, 150 градусов).
0
0 / 0 / 0
Регистрация: 25.05.2014
Сообщений: 190
29.05.2014, 00:20 14
Цитата Сообщение от Kott
мне просто интересно услышать мнение со стороны, вдруг там есть какие-то подводные камни.
Один из подводных камней - защита по току в случае заклинивания вентилятора попавшим под капот снегом, например... На ситроенах стоит одноразовый термопредохранитель над спиралью регулятора оборотов (цена замены блока на новый - несколько тысяч рублей с работой), создается впечатление, что разработчики не знали про наличие в природе герметичных биметаллических реле для многоразового использования защиты.
0
Надоела реклама? Зарегистрируйтесь и она исчезнет полностью.
raxper
Эксперт
30234 / 6612 / 1498
Регистрация: 28.12.2010
Сообщений: 21,154
Блог
29.05.2014, 00:20
Помогаю со студенческими работами здесь

Организация системы охлаждения
Доброго времени суток. Прошу совет по организации системы охлаждения. Есть корпус, Fractal Design Arc Midi R2. Имеются 3...

Расчет системы охлаждения
Здравствуйте! Провожу эксперимент - охлаждаю воду через радиатор с кулерами. Какими уравнениями описывается данная система? Как...

Состояние охлаждения системы
Вопрос собственно в том как реализовать? Нужно ли здесь что-то писать на асме? Или все же есть какие-то апишная функции. Можно пример?

Прочистка системы охлаждения
Ноутбуку год. Решил почистить систему охлаждения. Вскрывать крышку нет желания, во первых гарантия ещё как минимум год есть. Знакомый...

Видеокарты. Замена системы охлаждения
Три года назад приобрёл MSI GeForce GTX 460 1GB Hawk с системой охлаждения Twin Frozr II. По началу - всё наравилось. Система охлаждения...


Искать еще темы с ответами

Или воспользуйтесь поиском по форуму:
14
Ответ Создать тему

Редактор формул (кликните на картинку в правом углу, чтобы закрыть)
Новые блоги и статьи
Что нового в C# 14
UnmanagedCoder 10.03.2025
Предстоящая версия C# 14 обещает принести изменения, которые сделают разработку еще более приятной и эффективной. Что стоит отметить, так это влияние сообщества разработчиков на формирование новых. . .
Формулы поворота
Igor3D 10.03.2025
Добрый день Тема Эти формулы приводятся во множестве тьюториалов, часто под видом "матрица вращения на плоскости". x' = x * cos(a) - y * sin(a) y' = y * cos(a) + x * sin(a) Как бы Вы их. . .
Что нового в .NET 10
UnmanagedCoder 10.03.2025
. NET 10 выходит как релиз с длительной поддержкой (LTS), включающей три года обновлений. В этом обновлении Microsoft сфокусировались на нескольких направлениях: производительность, оптимизация. . .
Отложенное высвобождение, RCU и Hazard Pointer в C++26
NullReferenced 09.03.2025
Многопоточное программирование стало важной частью современной разработки. Когда несколько потоков одновременно работают с общими данными, возникает целый ряд проблем, связанных с синхронизацией и. . .
Неблокирующийся стек на C++26
NullReferenced 09.03.2025
Традиционные способы синхронизации в многопоточном программировании — мьютексы, семафоры, условные переменные — часто превращаются в узкое место в плане производительности. При этом неблокирующиеся. . .
Обработка строк в C++26: Новые возможности string и string_view
NullReferenced 09.03.2025
Новый стандарт C++26 предлагает много улучшений для работы с привычными string и относительно новыми string_view. string_view - это невладеющая ссылка на последовательность символов, появившаяся в. . .
Мой первый аддон для Blender 3D, с помощью нейронки (не зная даже азов пайтона, но это не значит что так и с остальным).
Hrethgir 09.03.2025
Потратил весь день. Пол-дня мне хватило, чтобы понять что с версией с 14B мне не одолеть написание функционального кода, на языке с которым я вообще никак не знаком - пайтон. Версия 22B от другого. . .
Einstein@Home сегодня исполняется двадцать лет!
Programma_Boinc 09.03.2025
Einstein@Home сегодня исполняется двадцать лет! Отправлено 19 февраля 2025 года в 17:20:21 UTC Я хочу поздравить всех наших волонтеров, разработчиков и ученых из Einstein@Home. Мы официально. . .
Заполнители и расширенный набор символов в C++26
NullReferenced 09.03.2025
C++26 представляет два важных обновления: заполнители и расширенный набор символов. Заполнители (placeholders) решают давнюю проблему лаконичности кода в шаблонных выражениях и лямбда-функциях. Они. . .
Контракты в C++26
NullReferenced 09.03.2025
Контракты – это механизм, позволяющий указывать предусловия, постусловия и инварианты для функций в коде. Эта функциональность должна была стать частью C++20, но была исключена на встрече комитета. . .
КиберФорум - форум программистов, компьютерный форум, программирование
Powered by vBulletin
Copyright ©2000 - 2025, CyberForum.ru