С Новым годом! Форум программистов, компьютерный форум, киберфорум
The trick
Войти
Регистрация
Восстановить пароль
Карта форума Блоги Сообщество Поиск Заказать работу  
Рейтинг: 5.00. Голосов: 1.

Модуль для работы с многопоточностью на VB6

Запись от The trick размещена 12.06.2018 в 20:12. Обновил(-а) The trick 14.05.2019 в 13:54
Показов 6190 Комментарии 13

Всем привет!
Представляю модуль для работы с многопоточностью на VB6 для Standard EXE проектов. Данный модуль разработан на основе этого решения в котором исправлены некоторые баги и добавлен дополнительный функционал. Модуль не требует никаких дополнительных зависимостей и библиотек типов, работает как в IDE (все функции работают в главном потоке) так и в скомпилированном виде.


Для начала работы с модулем нужно вызывать функцию Initialize, которая инициализирует данные необходимые для работы (инициализирует критические секции для монопольного доступа к куче хидеров и потокам маршалинга, модифицирует VBHeader (тут написано для чего), выделяет TLS слот для передачи параметров потоку).

Основная функция создания потока - vbCreateThread которая является аналогом функции CreateThread.
Visual Basic
1
2
3
4
5
6
7
8
' // Create a new thread
Public Function vbCreateThread(ByVal lpThreadAttributes As Long, _
                               ByVal dwStackSize As Long, _
                               ByVal lpStartAddress As Long, _
                               ByVal lpParameter As Long, _
                               ByVal dwCreationFlags As Long, _
                               ByRef lpThreadId As Long, _
                               Optional ByVal bIDEInSameThread As Boolean = True) As Long
Функция создает поток и вызывает функцию переданную в параметре lpStartAddress с параметром lpParameter.
В IDE вызов сводится к простому вызову по указателю реализованному через DispCallFunc. В скомпилированном варианте данная функция работает по-другому. Т.к. для работы потока требуется инициализация проектно-специфичных данных, а также инициализация рантайма, параметры переданные в lpStartAddress и lpParameter временно сохраняются в куче посредством функции PrepareData, а поток создается в функции ThreadProc, которая занимается непосредственно инициализацией и вызовом уже пользовательской функции с пользовательским параметром. Данная функция создает копию структуры VBHeader через CreateVBHeaderCopy и изменяет данные размещения публичных переменных в структурах VbPublicObjectDescriptor.lpPublicBytes, VbPublicObjectDescriptor.lpStaticBytes (что не было сделано в предыдущем варианте) так чтобы глобальные переменные не затрагивались при инициализации. Далее VBDllGetClassObject вызывает функцию FakeMain (адрес которой записан в модифицированную структуру VBHeader). Для передачи пользовательских параметров используется TLS слот (т.к. функция Main не принимает параметры, подробности тут). В FakeMain уже параметры извлекаются из TLS и вызывается пользовательская процедура. Возвращаемое значение функции также передается обратно через TLS. Тут есть один интересный момент связанный с копией хидера, который был не учтен в предыдущей версии. Т.к. рантайм использует хидер после завершения потока (при DLL_THREAD_DETACH) мы не можем освободить хидер в процедуре ThreadProc, и произойдет утечка памяти. Для предотвращения утечки памяти используется куча фиксированного размера, хидеры не очищаются пока есть место в этой куче. Как только место заканчивается (а оно выделяется в функции CreateVBHeaderCopy) происходит очистка ресурсов. Первый DWORD хидера на самом деле хранит ID потока в котором был создан и в функции FreeUnusedHeaders происходит проверка всех хидеров в куче. Если поток завершен - место освобождается (хотя ID может повторятся, но это не играет особой роли т.к. в любом случае в куче будут свободные места и если хидер не освободился в одном случае то он будет освобожден позже). Из-за того что очистка может быть вызвана сразу из нескольких потоков доступ к очистке разделяется критической секцией tLockHeap.tWinApiSection и если какой-то поток уже занимается очисткой функция возвратит True что означает что вызывающий поток должен немного подождать и память будет доступна.

Еще одной из возможностей модуля является возможность инициализации рантайма и проекта и вызова callback-фнкции. Это может пригодится для сallback-функций которые могут быть вызваны в контексте произвольного потока (к примеру InternetStatusCallback). Для этого служат функции InitCurrentThreadAndCallFunction и InitCurrentThreadAndCallFunctionIDEProc. Первая функция используется в скомпилированном приложении и принимает адрес функции обратного вызова которая будет вызвана после инициализации рантайма, а также параметра который будет передан в эту функцию. В callback-процедуре передается адрес первого параметра чтобы потом в пользовательской процедуре ссылаться на него:
Visual Basic
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
' // This function is used in compiled form
Public Function CallbackProc( _
                ByVal lThreadId As Long, _
                ByVal sKey As String, _
                ByVal fTimeFromLastTick As Single) As Long
    ' // Init runtime and call CallBackProc_user with VarPtr(lThreadId) parameter
    InitCurrentThreadAndCallFunction AddressOf CallBackProc_user, VarPtr(lThreadId), CallbackProc
End Function
 
' // Callback function is called by runtime/window proc (in IDE)
Public Function CallBackProc_user( _
                ByRef tParam As tCallbackParams) As Long
 
End Function
CallBackProc_user - будет вызвана уже с инициализированным рантаймом.

Для работы в IDE данная функция не подойдет, потому что в IDE все работает в главном потоке. Для отладки в IDE используется функция InitCurrentThreadAndCallFunctionIDEProc которая возвращает адрес ассемблерного переходника который транслирует вызов в главный поток и вызовет пользовательскую функцию в контексте главного потока. Данная функция принимает адрес пользовательской callback-функции и размер параметров в байтах. В качестве параметра пользовательской функции она всегда передает адрес первого параметра. Немного расскажу о работе этого механизма в IDE. Для трансляции вызова из вызывающего потока в главный поток используется message-only окно. Данное окно создается посредством вызова функции InitializeMessageWindow. При первом вызове создается WindowProc процедура со следующим кодом:
Assembler
1
2
3
4
5
6
    CMP DWORD [ESP+8], WM_ONCALLBACK
    JE SHORT L
    JMP DefWindowProcW
 L: PUSH DWORD PTR SS:[ESP+10]
    CALL DWORD PTR SS:[ESP+10]
    RETN 10
Как видно из кода данная процедура "слушает" сообщение WM_ONCALLBACK которое содержит в параметре wParam - адрес функции, а в параметре lParam параметры. При получении этого сообщение она вызывает данную процедуру с данным параметром, остальные сообщения игнорируются. Данное сообщение отправляется как-раз ассемблерным переходником из caller-потока.
Далее создается окно и хендл этого окна и хендл кучи сохраняются в данных класса окна. Это используется для устранения утечки памяти в IDE, т.к. если класс один раз зарегистрирован то потом данные параметры можно получить в любой сессии отладки. Сама callback-функция генерируется в InitCurrentThreadAndCallFunctionIDEProc, но сначала проверяется не была ли уже создана подобная процедура (чтобы не создавать одинаковые переходники). Сам переходник имеет следющий код:
Assembler
1
2
3
4
5
6
7
LEA EAX, [ESP+4]
PUSH EAX
PUSH pfnCallback
PUSH WM_ONCALLBACK
PUSH hMsgWindow
Call SendMessageW
RETN lParametersSize
Как видно из ода, что при вызове callback-функции вызов транслируется через SendMessage в главный поток. Параметр lParametersSize используется для правильного восстановления стека.

Следующая особенность модуля - это создание объектов в отдельном потоке причем создавать можно как приватные объекты (для этого используется метод основанный на коде модуля NameBasedObjectFactory by firehacker). Для создания проектных классов используется функция CreatePrivateObjectByNameInNewThread для ActiveX-публичных классов CreateActiveXObjectInNewThread и CreateActiveXObjectInNewThread2. Прежде чем создавать экземпляры проектных классов нужно сначала разрешить маршалинг данных объектов посредством вызова функции EnablePrivateMarshaling. Данные функции принимают идентификатор класса (ProgID/CLSID для ActiveX и имя для проектных классов), идентификатор интерфейса (по умолчанию используется IDispatch/Object). При успешном вызове функции возвращают отмаршаленый объект и ID асинхронного вызова. Для скомпилированного варианта это ID потока для IDE - указатель на объект. Объекты создаются и "живут" в функции ActiveXThreadProc. Жизнь объектов контролируется через счетчик ссылок (когда он равен 1 значит только ActiveXThreadProc ссылается на объект и можно его удалять и завершать поток.
Вызывать методы можно синхронно - просто вызывать метод как обычно, либо асинхронно - используя процедуру AsynchDispMethodCall. Данная процедура принимает ID асинхронного вызова, имя метода, тип вызова, объект который получит уведомление о вызове, имя метода уведомления и список параметров. Процедура копирует параметры во временную область, маршалит объект уведомления и отправляет данные потоку объекта через WM_ASYNCH_CALL. Стоит отметить что здесь не поддерживается маршалинг параметров, поэтому следует с осторожностью передавать ссылки на объекты. Если нужно отмаршалить объектную ссылку то следует использовать синхронный метод для маршалинга объектов и далее вызвать асинхронный метод. Процедура возвращается немедленно. В потоке ActiveXThreadProc данные извлекаются и выполняется синхронный вызов посредством MakeAsynchCall. Тут все просто, вызывается CallByName для объекта потока и CallByName для уведомления. Метод уведомления имеет следующий прототип:
Visual Basic
1
Public Sub CallBack(ByVal vRet As Variant)
, где vRet принимает возвращаемое значение метода.

Следующие функции предназначены для маршалинга: Marshal, Marshal2, UnMarshal, FreeMarshalData. Первая создает информацию о маршалинге (Proxy) интерфейса и заносит ее в поток который возвращает. Принимает в параметре pInterface идентификатор интерфейса (по умолчанию IDispatch/Object). Функция UnMarshal наоборот принимает поток и на основе информации создает Proxy-объект. Опционально можно освободить объект потока. Marshal2 делает тоже самое что и Marshal за исключением того что она позволяет создавать Proxy-объект множество раз в разных потоках. FreeMarshalData соответственно освобождает данные и поток.
Если к примеру требуется перенести ссылку на объект между двумя потоками то достаточно вызвать пару Marshal/UnMarshal соответственно в потоке создавшем объект и потоке принимающем ссылку. В другом случае если к примеру есть один глобальный объект и нужно передать ссылку на него во множество потоков (к примеру объект логирования) то в потоке объекта вызывается Marshal2, а в клиентских потоках вызывается UnMarshal с параметром bReleaseStream равным False. Когда данные больше не нужны вызывается FreeMarshalData.

Функция WaitForObjectThreadCompletion предназначена для ожидания завершения объектного потока и принимает ID асинхронного вызова. Эту функцию желательно вызывать всегда при завершении основного процесса, поскольку объектный поток так или иначе может взаимодействовать с основным потоком и его объектами (к примеру если объектный поток имеет маршаленую ссылку на интерфейс основного потока).

Функция SuspendResume предназначена для приостановления/возобновления объектного потока. bSuspend определяет усыпить либо возобновить поток.

Помимо модуля также в архиве есть несколько примеров работы с ним:
  1. Callback - проект в котором продемонстрирована работа с callback-функцией вызываемой из разных потоков. Также там содержится дополнительный проект нативной dll (на VB6) которая вызывает периодически функцию в разных потоках;
  2. JuliaSet - генерация фрактала Julia параллельно в нескольких потоках (задается пользователем);
  3. CopyProgress - Копирование папки в отдельном потоке с отображением прогресса копирования;
  4. PublicMarshaling - Создание публичных объектов (Dictionary) в разных потоках и вызов их методов (синхронно/асинхронно);
  5. PrivateMarshaling - Создание приватных объектов в разных потоках и вызов их методов (синхронно/асинхронно);
  6. MarshalUserInterface - Создание приватных объектов в разных потоках и вызов их методов (синхронно/асинхронно) на основе пользовательских интерфейсов (содержит tlb и Reg-Free манифест).

Проект на GitHub.

Модуль слабо тестировался, поэтому возможны баги. Буду очень рад любым замечаниям, по мере возможности буду их исправлять.
Всем спасибо за внимание!
Размещено в Без категории
Всего комментариев 13
Комментарии
  1. Старый комментарий
    Аватар для Yury Komar
    Очень круто! И с подробным описанием.
    Запись от Yury Komar размещена 13.06.2018 в 04:28 Yury Komar вне форума
  2. Старый комментарий
    Спасибо, Анатолий!
    Запись от CharlyChaplin размещена 13.06.2018 в 04:39 CharlyChaplin вне форума
  3. Старый комментарий
    Аватар для Dragokas
    Гигантская работа.

    Огромное спасибо. Просто праздник. И отдельно за описание и множество примеров.
    Как раз хотел вернуться к проекту и ускорить его многопоточностью. Из плоского кода выжал почти всё.
    Запись от Dragokas размещена 13.06.2018 в 05:57 Dragokas вне форума
  4. Старый комментарий
    Спасибо!
    Запись от nouyana размещена 13.06.2018 в 10:35 nouyana вне форума
  5. Старый комментарий
    Аватар для bedvit
    По-моему с 1998 года мягкотелые перестали допиливать vb (с переходом на .net). А народ на нем делает годные продукты до сих пор. Руками фанатов допиливается многопоточность, ide, разрядность - х64. Не фанат, но данный продукт впечатляет. Пусть будет годным и радует фанатов хорошо реализованной многопоточностью, раз нет стандартных инструментов. Автору - благодарность.
    Запись от bedvit размещена 13.06.2018 в 23:03 bedvit вне форума
  6. Старый комментарий
    Аватар для Rius

    Не по теме:

    Это, что называется, некроманты. Не дают упокоиться заброшенной микрософтом технологии. :)

    Запись от Rius размещена 14.06.2018 в 09:02 Rius вне форума
  7. Старый комментарий
    Цитата:
    Сообщение от bedvit Просмотреть комментарий
    Руками фанатов допиливается многопоточность, ide, разрядность - х64.
    Что-то не видел подобной доработки. Она потребует внести очень существенные изменения и без исходников компилятора, библиотек и рантайма, нужно все делать с нуля.
    Запись от locm размещена 14.06.2018 в 11:29 locm вне форума
  8. Старый комментарий
    Аватар для Dragokas
    Наверное, имелись в виду решения, где отключались редиректоры и т.п. действия для поддержки 64-битных систем. Я выкладывал подобное в теме с полезными примерами.
    А на счёт вызова 64-битных функций помнится у Анатолия были такие мысли, но там реализация требовала ещё куда более диких вложений сил и времени.
    Запись от Dragokas размещена 14.06.2018 в 11:53 Dragokas вне форума
  9. Старый комментарий
    Аватар для Dragokas
    Rius, Ещё куда более трудно оторваться от игрушки, к которой написано куча своих отлаженных классов.
    А ведь удобная была бы игрушка по дефолту, не покинув её Майкрософт. Теперь надежда только на некромантов
    Жаль, что сейчас всё идёт в сторону монструозности. С одной стороны выгода скорости разработки, с другой требования к ресурсам, где например лишь в одной только сфере 3D-движков относительно неслабый комп не может "потянуть" минимальные настройки графики. Но таков рынок.
    Запись от Dragokas размещена 14.06.2018 в 12:02 Dragokas вне форума
  10. Старый комментарий
    Вызвать 64 битную функцию не проблема (создать 64 битный COM объект и вызывать его методы) для VB6 разницы не будет. К примеру любой out-of-process сервер может быть 64 битным из VB6 это будет обычный вызов метода также как и 32 битный, тот-же Word.Application.
    Запись от The trick размещена 14.06.2018 в 15:28 The trick вне форума
  11. Старый комментарий
    Аватар для ildwine
    Запись от ildwine размещена 14.06.2018 в 19:11 ildwine вне форума
  12. Старый комментарий
    Я про x64 приложение.
    Запись от locm размещена 14.06.2018 в 21:43 locm вне форума
  13. Старый комментарий
    Аватар для Catstail
    Великолепно!
    Запись от Catstail размещена 15.06.2018 в 15:58 Catstail вне форума
 
Новые блоги и статьи
Как написать микросервис на Go/Golang
InfoMaster 14.01.2025
Определение микросервиса, преимущества использования Go/ Golang Микросервис – это архитектурный подход к разработке программного обеспечения, при котором приложение состоит из небольших, независимо. . .
Как написать микросервис с нуля на C#
InfoMaster 14.01.2025
В современном мире разработки программного обеспечения микросервисная архитектура стала стандартом де-факто для создания масштабируемых и гибких приложений. Этот архитектурный подход предполагает. . .
Как создать интернет-магазин на PHP и JavaScript
InfoMaster 14.01.2025
В современном мире электронная коммерция стала неотъемлемой частью бизнеса. Создание собственного интернет-магазина открывает широкие возможности для предпринимателей, позволяя достичь большей. . .
Как написать Тетрис на Ассемблере
InfoMaster 14.01.2025
Тетрис – одна из самых узнаваемых и популярных компьютерных игр, созданная в 1984 году советским программистом Алексеем Пажитновым. За прошедшие десятилетия она завоевала симпатии миллионы людей по. . .
Как создать игру "Танчики" на Unity3d и C#
InfoMaster 14.01.2025
Разработка игр – это увлекательный процесс, сочетающий в себе творчество и технические навыки. В этой статье мы рассмотрим создание классической игры "Танчики" с использованием Unity3D и языка. . .
Организую платный онлайн микро-курс по доработке Android-клиента Telegram
_Ivana 14.01.2025
Официальная версия и распространенные форки не полностью устраивают? Сделай свою кастомную версию клиента! 4 занятия по 2 часа (2 недели пн, ср 19:00-21:00 по Москве). Первое вводное занятие. . .
Как создать приложение для фитнеса для iOS/iPhone на Kotlin
InfoMaster 14.01.2025
Создание собственного фитнес-приложения — это не только захватывающий, но и полезный процесс, ведь оно может стать вашим верным помощником на пути к здоровому и активному образу жизни. В современных. . .
Как создать приложение магазина для iOS/iPhone на Swift
InfoMaster 14.01.2025
Введение в разработку iOS-приложений Разработка приложений для iPhone и других устройств на базе iOS открывает огромные возможности для создания инновационных мобильных решений. В данной статье мы. . .
Это работает. Скорость асинхронной логики велика. Вопрос видимо останется в стабильности. Плата - огонь!
Hrethgir 13.01.2025
По прошлому проекту в Logisim Evolution https:/ / www. cyberforum. ru/ blogs/ 223907/ blog8781. html прилагаю файл архива проекта в Gowin Eda. Восьмибитный счётчик из сумматора+ генератор сигнала. . .
UserScript для подсветки кнопок языков программировани­­­­я в зависимости от текущего раздела
volvo 13.01.2025
В результате работы этого скрипта подсвечиваются нужные кнопки не только в форме быстрого ответа, но и при редактировании сообщения: / / ==UserScript== / / @name CF_DefaultLangSelect / / . . .
Введение в модели и алгоритмы машинного обучения
InfoMaster 12.01.2025
Машинное обучение представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся областей искусственного интеллекта, которая фокусируется на разработке алгоритмов и методов, позволяющих компьютерам. . .
Как на Python создать нейросеть для решения задач
InfoMaster 12.01.2025
В контексте стремительного развития современных технологий особое внимание уделяется таким инструментам, как нейросети. Эти структуры, вдохновленные биологическими нейронными сетями, используются для. . .
КиберФорум - форум программистов, компьютерный форум, программирование
Powered by vBulletin
Copyright ©2000 - 2025, CyberForum.ru